Кто является основателем йоты

Инвестиционная и благотворительная деятельность

Россиянин владеет блокирующим меньшинством в ЗАО «СПН Паблишинг». Этот издательский дом был основан ее в 1990 году и в наши дни выпускает в России местную версию популярного в мире журнала Rolling Stone и разнообразные обучающие пособия.

Адоньев – основатель фонда «Острова», который создан для оказания полноценной помощи детишкам, страдающим муковисцидозом. Сергей не только оплачивает лечение нуждающимся, но и оказывает всяческую поддержку семьям этих больных детей. Особое внимание фонд уделяет тем регионам страны, где уровень медицины крайне низкий.

В 2009 году бизнесмен открыл институт «Стрелка», обучающий архитектуре и дизайну. Также Адоньев выделял деньги на ремонтные работы электрического театра «Станиславский», расположенного в Москве.

Кто является основателем йоты

В конце 2016 года предпринимателю было присвоено звание «Меценат года» по итогам вручения национальной премии.

Кстати, у олигарха есть очень интересное увлечение, которое заключается в коллекционировании советского фарфора.

Иркутские годы

О прошлом 51-летнего Авдоляна почти ничего не известно. В его официальной биографии на сайте Эльги говорится, что он родился в Краснодарском крае (не указан даже город) в 1970 году. Затем следует пробел почти в 40 лет. Большинство знакомых Авдоляна говорят, что он вырос в Иркутске. Более подробно обсуждать прошлое бизнесмена собеседники Forbes, как правило, отказываются, ссылаясь либо на свою неосведомленность, либо на желание Авдоляна оставаться непубличным. Сам же он отказался от интервью, но на некоторые вопросы Forbes ответила представитель принадлежащей миллиардеру «А-Проперти» Анастасия Харитонова.

По ее словам, семья Авдоляна вскоре после его рождения действительно перебралась в Иркутск («в поисках лучшей жизни»). Харитонова говорит, что родители Авдоляна занимались пошивом одежды и создали первый в Иркутской области кооператив. Отслужив два года в армии, Авдолян устроился в производственное объединение «Иркутскоблбыт», где продавал одежду. Впрочем, уже в начале 1990-х он сменил род деятельности и занялся экспортом леса. Его партнером по этому бизнесу был Николай Бродский. С его именем тоже связана загадка — Бродский оказался единственным россиянином на борту исчезнувшего в 2014-м малайзийского Boeing. В ночь на 8 марта лайнер бесследно пропал с радаров над Южно-Китайским морем и так и не был найден. С тех пор Авдолян помогает семье бывшего партнера, говорит Харитонова. Forbes отыскал жену Бродского Елену, она взяла паузу для звонка Авдоляну, после чего отказалась от комментариев.

Ещё про Yota:  Как мне узнать мой номер телефона на йоте

Знакомство с Бродским могло сыграть важную роль в судьбе Авдоляна. Бродский не был заметным в Иркутске бизнесменом, говорит его школьный приятель, «но у него был папа». Собеседник Forbes рассказывает, что во времена СССР Бродский-старший (тоже Николай) был одним из руководителей строительного треста «Иркутскспецстрой» и считался в регионе влиятельным человеком. Не исключено, что благодаря связям Бродского-старшего Авдолян устроился в Восточно-Сибирскую финансово-промышленную группу (ВСФПГ). Компания управляла госпакетами иркутских предприятий, а ее соучредителем выступила местная обладминистрация. Президентом ВСФПГ был Юрий Семак, бывший директор иркутского завода «Радиан», выпускавшего продукцию для оборонки. Вместе с Бродским-старшим он владел одноименным банком и считался человеком из окружения тогдашнего иркутского губернатора Бориса Говорина.

Семак отказался обсуждать ВСФПГ и сотрудничество с Авдоляном, лишь сказав, что очень хорошо к нему относится. Одним из активов ВСФПГ было крупнейшее за Уралом химпредприятие «Усольехимпром». Ранее в статье «Википедии» об Авдоляне говорилось, что он владел 15% «Усольехимпрома», сейчас эти данные удалены. Авдолян не был акционером предприятия, но входил в круг доверенных лиц Семака и имел довольно широкий круг полномочий, говорит их знакомый. По его словам, Авдолян участвовал в управлении «Усольехимпромом», а затем готовил сделку по его продаже московской группе «Нитол».

Еще один загадочный (и тоже удаленный) факт из «Википедии» об Авдоляне — его участие в подрядчике «Газпрома» «Газкомплектсервисе». Компанию с таким названием связывали с миллиардером и спарринг-партнером Владимира Путина Аркадием Ротенбергом, но два ее бывших сотрудника, а также давний контрагент «Газпрома» сказали Forbes, что никогда не слышали об Авдоляне. Харитонова тоже отрицает, что ее шеф когда-либо владел «Газкомплектсервисом». Равно как и «Усольехимпромом». Но подтверждает, что в конце 1990-х Авдолян устроился в ВСФПГ, где числился сотрудником московского представительства группы. В начале 2000-х Авдолян окончательно перебрался в Москву, рассказывает его знакомый. Но наработанные в Иркутске связи еще не раз помогали бизнесмену.

Yota DevicesПравить

Денису Свердлову 41 год. Он окончил Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет по специальности «бухгалтерский учет и аудит». Еще во время учебы Свердлов устроился системным администратором на петербургский завод «Метиз». А в 2000 году основал собственную компанию IT Vison, которая занимался внедрением ERP-систем (системы интеграции различных бизнес-процессов в компаниях). В 2003 году IT Vison объединилась с созданным Игорем Широковым системным интегратором «Корус Консалтинг» с оборотом порядка $5 млн. Свердлов получил долю в объединенной компании и вошел в ее совет директоров. В 2006 году оборот «Корус Консалтинг» вырос до $35 млн. А в следующем году Свердлов по предложению давнего знакомого возглавил принадлежавшую ему и компанию «Скартел», работавшую под брендом Yota.

Как глава Yota Свердлов не только отвечал за создание самого провайдера, но и активно участвовал в разработке смартфона YotaPhone. Именно Свердлову компания обязана появлением смартфона с двумя экранами, рассказывал гендиректор Yota Devices (возникла в 2011 году как обособленное подразделение Yota) Владислав Мартынов: «Он помогал вырабатывать бизнес-кейс и убеждать акционеров в том, что в этом проекте есть потенциал».

В июле 2012 года Свердлова назначили заместителем министра связи и массовых коммуникаций Николая Никифорова. Как писали «Ведомости», кандидатуру бизнесмена лоббировал глава «Ростеха» Сергей Чемезов, до этого поддерживавший «Скартел», например, в споре с Роскомнадзором за частотные разрешения. Сам Свердлов рассказывал, что изначально не хотел соглашаться на должность в Минсвязи, однако затем понял, что «вместо того, чтобы критиковать, нужно пойти и сделать так, как кажется правильным». В ведомстве он проработал всего год и уже в июле 2013 года написал заявление об отставке. Причиной стало принятие закона, запрещавшего чиновникам иметь зарубежные активы и счета.

После этого Свердлов покинул Россию и в 2014 году создал в Люксембурге инвестфонд Kinetik. Сейчас на сайте фонда говорится, что под его управлением находится больше $500 млн. Впрочем, эта информация не меняется как минимум с 2016 года. Публично объявленных инвестиций у Kinetik немного. Среди первых был проект гонок беспилотных электромобилей Roborace, а также британская компания Charge, производитель силовых установок для электромобилей.

Добрые товарищи

В 2016-м вблизи песчаного пляжа в центре Анапы открылся отель с «итальянским» названием Avdallini Golden Bay. Гости описывают его как «твердые три звезды» и хвалят за бассейны с подогревом и радушный прием. Отелем заведует уроженка Иркутска Любовь Авдольян, а стройкой занимался ее муж Петр Авдольян, дядя Альберта Авдоляна. Авдоляны обосновались в Анапе 30–35 лет назад, рассказывает бывший руководитель местного Центра армянской национальной культуры Арсен Эйриян. По его словам, в Анапе у Петра Авдольяна и его брата Алика (отца Альберта Авдоляна) не только гостиница, но и цеха по обработке туфа (армянская строительная горная порода). «Но самое главное, они огромные меценаты», — подчеркивает Эйриян. На их попечении классы армянского языка, реконструкция церквей и кубанское казачество.

Альберт Авдолян тоже не чужд благотворительности. Его наиболее заметный проект — образовательный центр «Точка будущего» в Иркутске. Это современная бесплатная школа с жильем для семей с приемными детьми. Выбор пал на Иркутскую область, так как она занимает одно из первых мест по количеству детей-сирот, объяснял Сергей Чемезов на открытии «Точки будущего» в сентябре 2020 года. «Ну и для Альберта Авдоляна, и для меня Иркутск — это малая родина», — добавил глава «Рос­теха». Чемезов возглавляет попечительский совет благотворительного фонда «Новый дом», который в 2013 году учредил Авдолян для реализации образовательного проекта. Его бюджет составил 6 млрд рублей. В основном это средства Авдоляна, говорил Чемезов: «Но участвовали и многие люди, которых я хорошо знаю, есть и мой личный вклад».

На содержание «Точки будущего» требуется 600 млн рублей ежегодно. Основным донором выступает Авдолян. В его планах запустить аналог «Точки будущего» в Якутии. И вывести «Новый дом» на самообеспечение, говорит Харитонова. В качестве пробного шара Авдолян переведет в фонд поступления от проката детского фильма «Красная Шапочка. Тайна последнего волкобоя», который он профинансировал. Продюсер Лина Арифулина называет фильм приквелом классической сказки, в котором пойдет речь о взрослении Красной Шапочки и ее отце. Авдолян вложил в картину 220 млн рублей, ее выход планируется на осень 2022 года. Еще один из вариантов финансирования «Нового дома» — за счет прибыли компаний Авдоляна. Со списком еще не определились, говорит Харитонова. Когда отягощенный кредитами бизнес сможет генерировать дивидендный поток, тоже непонятно. Но планы впечатляют.

«А-Проперти» собирается нарастить добычу на Эльгинском месторождении до 45 млн т в год, достроить ГОК и расширить провозные мощности железнодорожной ветки Эльга — Улак. Инвестиции в развитие проекта оценивались в 130 млрд рублей. ЯТЭК собирается запустить на побережье Охотского моря проект «Якутский СПГ» мощностью 18 млн т в год и оценочной стоимостью €27 млрд. Правда, для доступа к экспорту СПГ потребуются поправки в закон «Об экспорте газа» или соглашение с «Газпромом», признавал глава ЯТЭК Андрей Коробов. Кроме того, для амбициозного проекта нужны финансовые партнеры.

Впрочем, как минимум один надежный союзник у «А-Проперти» уже есть. В конце 2020 года компания передала 21% ЯТЭК опорному банку «Ростеха» Новикомбанку. А в марте 2021 года «Ростех» сообщил, что выкупит 5% Эльгинского месторождения. «А-Проперти», в свою очередь, перешли в управление Огоджинское месторождение и порт «Вера». К проектам, в которых «Ростех» владеет блокпакетами, ранее присматривался Telconet Авдоляна и Адоньева. Сергей Адоньев до сих пор остается теневым партнером Авдоляна, рассказывают участники рынка. Харитонова это отрицает. В благотворительном фонде Адоньева «Острова» сообщили, что переслали запрос Forbes учредителю. Ответа от него не последовало.

При участии Ирины Юзбековой

Проблемные инвестиции

Незадолго до бракосочетания Османов попросил будущего свояка поддержать его бизнес, рассказывает управляющий партнер Oaklins Latum Алексей Быков, который консультирует структуры Авдоляна. МРСЭН представлял собой группу региональных энергосбытовых компаний и переживал не лучшие времена — его долг перед «Россетями» на начало 2017 года оценивался в 10,5 млрд рублей. Разобраться с ситуацией вокруг одной из структур холдинга, «Архэнергосбыта», еще в 2014 году требовал лично Владимир Путин. Османов считал, что проблемы холдинга решаемы, рассказывает Быков. Авдолян переадресовал запрос в Marsfield Capital, управлявшую активами фонда Telconet. Проанализировав отчетность МРСЭН, в Marsfield решили, что холдингу Османова можно выдать займы на частичное погашение долгов через «дочку» Telconet — Sparkel City Invest. По данным картотеки арбитражных дел, Sparkel выдал структурам МРСЭН в общей сложности около 4,5 млрд рублей.

Это оказалось фатальной ошибкой, говорит Быков. По его словам, уже к концу 2017 года выяснилось, что дела МРСЭН хуже, нежели отражала отчетность. Более того, львиная доля выданных займов якобы осела в компаниях, аффилированных с Османовым и его партнером Юрием Шульгиным. Sparkel переуступил свои займы ООО «АЭНП», которым руководит Быков. И он попытался вернуть долг в российских судах. Но судьи решили, что раз Sparkel аффилирован с заемщиками из МРСЭН через детей бенефициаров, то главной целью займов было оттеснить других кредиторов, в частности «Россети». Фактически суды отказали во взыскании долгов, сокрушается Быков. У затеи вернуть займы за счет поручителей — Османова и Шульгина — тоже мало перспектив. Почерковедческая экспертиза показала, что подписи Османова на документах не являются подлинными, а Шульгин и вовсе объявлен в международный розыск за причинение ущерба «Россетям» на 5 млрд рублей. Переуступленный в пользу АЭНП долг является невозвратным, признал Sparkel в отчетности за 2018 год. В том же году распался союз детей Авдоляна и Османова. Адвокат Мурат Темиржанов, представлявший интересы Османова и возглавлявший совет директоров МРСЭН, отказался от комментариев, связаться с Османовым не удалось. Харитонова лишь подчеркнула, что Авдолян не принимал личного участия в сделках с МРСЭН.

Еще одним «искоемким» проектом Авдоляна стали инвестиции в Гидрометаллургический завод (ГМЗ) в Ставропольском крае. Производитель минеральных удобрений с оборотом 4 млрд рублей не справился с долгами и остановился. Завод оказался на грани банкротства (его инициировал Сбербанк), а моногород Лермонтов, для которого ГМЗ был градообразующим, — на грани энергетического коллапса. Спасти ситуацию вызвался Авдолян. В 2018 году связанные с ним и выходцем из «Ростеха» Андреем Коробовым структуры с дисконтом выкупили у Сбербанка долг ГМЗ. А затем и само предприятие. Первым делом Авдолян из личных средств погасил долг по зарплате работников в размере $1 млн, говорит Харитонова. Коробов возглавил совет директоров ГМЗ и запустил завод по давальческой схеме. В итоге центр прибыли переместился в связанное с Коробовым ООО «Кашемир Капитал». И в этот момент объявились новые претенденты на завод.

В начале 2019 года один из основателей адвокатского бюро «Бартолиус» Илья Перегудов попросил суд аннулировать сделки по продаже ГМЗ. Оказалось, что прежние владельцы ГМЗ Сергей Чак и Сергей Махов задолжали Перегудову и его бывшим коллегам по «Бартолиусу» Алексею Басистову и Юлию Таю (последний остается управляющим партнером бюро) около 230 млн рублей. Так как Чак и Махов проходят процедуры личного банкротства, то продавать их имущество нужно с публичных торгов, иначе нарушаются интересы кредиторов, забеспокоились адвокаты. Да и цена сделки не выдерживает никакой критики, отмечает старший партнер «Бартолиуса» Дмитрий Проводин, который представляет интересы Перегудова и Басистова. Он оценивает завод в 4–5 млрд рублей, в то время как новым владельцам он обошелся в номинальные 7600 рублей.

Технологии будущего

«Раньше автопроизводители никогда не рекламировали будущие модели, чтобы сфокусировать клиентов на текущем предложении, но сейчас невозможно молчать об электрических новинках», — рассуждает Свердлов. По его словам, для традиционной автомобильной индустрии наступили тяжелые времена. Как только автопроизводитель объявляет о выпуске электрокаров через несколько лет, его клиенты откладывают покупку новой машины, так как беспокоятся, что она потеряет в стоимости. Свердлов называет это ямой отложенного спроса, или эффектом Осборна. При этом автомобильные концерны уже сегодня инвестируют миллиарды в исследования, разработки и электрификацию автопарка: обязательства только General Motors (GM), Ford и Volkswagen в этой области могут достичь примерно $100 млрд к 2025 году, отмечают аналитики Goldman Sachs. К 2024 году шесть новых моделей электромобилей обещала представить компания Jaguar Land Rover.

Из-за конкуренции на рынке электромобилей покупатель только выиграет, уверен Свердлов. Свои машины он делает по технологии, разработанной самой Arrival. Компания также самостоятельно производит моторы, батареи, зарядные устройства, контроллеры и т. д.

Вместо металлических корпусов при производстве машин Arrival использует термокомпозиты, это позволяет сделать корпус в два раза легче и более ударопрочным. «Все панели мы делаем из специальной композитной ткани, которая выглядит как ткань для одежды, но после температурной обработки приобретает форму и структуру», — рассказывает предприниматель. Для создания термокомпозитов Arrival использует четыре слоя ткани — один из них сделан из обрезков, которых остается примерно 25% после того, как робот вырезает из ткани деталь. «Так мы используем 100% материалов в производстве», — говорит Свердлов.

«Компания делает большую ставку на сокращение массы своих изделий: чем меньше масса авто, тем меньше расходуется заряд батареи и тем больше растет запас хода», — говорит партнер Phystech Ventures Данила Шапошников. По его словам, Arrival переходит с металла на композиты «везде, где только можно», что позволит существенно снизить массу автомобиля. «Композиты — это будущее и автомобильной, и авиационной промышленности», — уверен партнер Phystech Ventures.

В обычном автомобиле производители компонентов хотят оптимизировать объем, но это приводит к тому, что детали получаются нестандартной, сложной формы и с ними не могут работать роботы на производстве, поэтому сборка таких машин происходит на конвейере вручную, говорит Свердлов. Arrival же сделала компоненты электромобилей стандартной геометрической формы, с которой могут работать роботы. «Мы делаем свои машины, чтобы они служили 15–20 лет», — говорит предприниматель. Когда появится стандарт связи 6G, не нужно будет менять машину, достаточно заменить один модуль, отмечает он.

Такой же подход компания применяет при использовании батарей. Через восемь лет, когда аккумулятор потеряет примерно 20% емкости, Arrival планирует вынимать батареи из машин и создавать из них решения для систем хранения энергии для промышленных предприятий или в домах. «Электроэнергия ночью дешевле, поэтому такая система сможет ее накапливать ночью, а расходовать днем», — объясняет Свердлов.

В I квартале 2022 года Arrival выпустит отчет о том, как ее работа влияет на окружающую среду на всех этапах производства — от создания до ликвидации продукта и уровня выбросов углекислого газа. Раскрыть цифры по этому показателю в компании отказались.

У международных инвесторов растет интерес к «чистым технологиям», говорит управляющий директор Winter Capital Advisors Василий Николаев. По его словам, фонд BlackRock хочет увеличить свой портфель инвестиций в устойчивое развитие в 10 раз, до $1 трлн. «Это самый быстрорастущий сегмент в глобальной отрасли управления капиталом», — уверен Николаев.

СПГ-проект в Якутии на $10 млрд

Авдолян, который вместе с Сергеем Адоньевым основал телекоммуникационного оператора Yota, в сентябре 2019 года получил контроль над крупнейшей газодобывающей компанией республики — Якутской топливно-энергетической компанией (ЯТЭК), скупив ее долги. Проект «Якутский СПГ» планируется реализовать на ресурсной базе ЯТЭК, уточнила Харитонова.

По состоянию на 31 декабря 2019 года балансовые запасы ЯТЭК составили 367 млрд куб. м газа и 17 млн т жидких углеводородов (газового конденсата). Но ежегодная добыча компании составляет лишь 1,7 млрд куб. м газа и 100 тыс. т газового конденсата.

По словам Харитоновой, компания «Глобалтэк» уже провела тендер для разработки концепции СПГ-проекта (концептуальное проектирование и основные технологические решения), который выиграла французская Technip. «Учитывая сложность проекта, участие в нем международной инжиниринговой компании, обладающей опытом в ЕРС (от англ. engineering, procurement, construction — проектирование и строительство под ключ) СПГ-заводов по всему миру, позволит на раннем этапе заложить в проект наиболее эффективные технические решения и наиболее точно оценить необходимые для реализации проекта ресурсы», — сказала она. РБК направил запрос в пресс-службу Technip.

К участию в тендере были допущены другие крупнейшие компании — итальянская Saipem и международный консорциум, состоящий из CPP (строительная «дочка» китайской CNPC), китайской Wison и немецкой ILF, утверждает Харитонова. Сумма контракта, подпиcанного с Technip, — $5 млн, добавил источник, близкий к «А-Проперти».

В рамках «Якутского СПГ» компания Авдоляна планирует потратить более $10 млрд на следующие проекты:

«Планируются миллиардные инвестиции в геологоразведку и освоение новых месторождений — гарантия обеспечения региона газом на многие десятилетия и ресурсная база для развития проекта. Якутия сможет заявить о себе как значимый мировой игрок на рынке газа», — сказала Харитонова. «Регион получит дополнительный доступ к Охотскому морю, а вместе с этим возможность развития нового транспортного коридора Якутск — Охотское море», — говорится в концепции проекта.

«Проект по производству сжиженного природного газа для Якутии — знаковый, мы его неоднократно обсуждали с собственниками. Считаю важным, что в период ограничений, связанных с коронавирусом, инвесторы приходят в республику, развивая здесь перспективные промышленные проекты геостратегического масштаба», — передал РБК через представителя губернатор Якутии Айсен Николаев.

По его словам, республику интересует прежде всего вложение средств в геологоразведку, развитие газотранспортной инфраструктуры на ее территории с попутной газификацией в том числе юго-востока центральной Якутии. Николаев выразил уверенность в том, что реализацией проекта заинтересуются и якутские компании. «Это уже конкретные новые рабочие места для наших жителей, это налоги, которые останутся в республике, это более экономичный и экологический вид топлива для населения. Поэтому, конечно, мы будем этот проект поддерживать», — отметил он. Но конкретные меры поддержки и их объем будут обсуждаться по результатам рассмотрения технико-экономического обоснования, то есть не ранее конца 2020 года, сказал губернатор.

Харитонова не уточнила, из каких источников Авдолян будет финансировать проект более чем на $10 млрд. В апреле 2020 года журнал Forbes оценил состояние бизнесмена в $800 млн. В 2019 году он получил контроль над ЯТЭК, скупив его долги примерно на 14 млрд руб., а 22 апреля 2020 года договорился о покупке контрольного пакета еще одного проекта в Якутии — Эльгинского угольного комплекса, который является крупнейшим по запасам коксующегося угля в России (2,2 млрд т). За 51% Эльги «А-Проперти» заплатила «Мечелу» Игоря Зюзина 89 млрд руб. и погасила его долги перед ВЭБом еще на 8 млрд руб. Для финансирования сделки использованы собственные средства акционеров и заемные средства от консорциума российских банков, говорила тогда Харитонова.

Бизнесмен Зиявудин Магомедов, который контролировал ЯТЭК до Авдоляна, планировал построить на базе Средневилюйского месторождения газохимический комплекс — метанольный завод мощностью 1,75 млн т в год. В январе 2018 года принадлежащая ему компания «Сумма» оценивала инвестиции в этот проект в $1,4 млрд, но в марте того же года он был арестован по обвинению в создании преступного сообщества и хищениях и с тех пор лишился почти всех активов.

Слияние

В 2012 году Сергей Адоньев заключает соглашение с главным акционером «Мегафона» Усмановым Алишером. На основании договора эти две компании сформировали единый холдинг Garsdale. Такая сделка была выполнена для того, дабы снизить затраты на ведение бизнеса и его дальнейшее развитие.

В 2013 году Адоньев решил продать свои акции концерна Усманову. А еще через два года Сергей Николаевич продал китайскому гиганту China Baoli Technology половину имеющихся у него ценных бумаг. В наше время россиянин владеет почти 38% акций Yota Devices.

Летом 2015 года появилась информация о том, что Адоньев совместно с его бизнес-партнером Авдоляном владеют 1,3% акций российского IT-бренда QIWI.

Кто является основателем йоты

Семейный статус

Мария Адоньева – жена Сергея Адоньева – уже много лет является законной половиной этого крупного бизнесмена. Женщину очень часто можно увидеть на различных светских мероприятиях в компании таких же богатых леди, как и она сама. Мария находится в хороших отношениях с Ксенией Собчак.

Инвесторы и планы

На сегодняшний момент Arrival, которая производит коммерческий и общественный транспорт, назвала лишь одного клиента, который является также ее инвестором, — это логистическая компания UPS. Перевозчик купит у Arrival 10 000 электровэнов до 2024 года с возможностью дозаказать еще 10 000 автомобилей. Сумма инвестиций UPS в стартап составила €10 млн. Соглашение о партнерстве с UPS может принести производителю электромобилей около $1,2 млрд.

Помимо UPS инвестором в Arrival стал фонд прямых инвестиций Winter Capital. Его ключевой инвестор — владелец «Интерроса» миллиардер . Winter Capital вложила в Arrival €50 млн. Также в Arrival инвестировали производители автомобилей Hyundai и Kia (€100 млн) и фонд BlackRock (€100 млн).

Arrival собирается ввести в эксплуатацию 31 микрозавод к 2024 году и планирует производить к этому времени 168 000 фургонов в год. В целом Arrival считает, что ее общий доступный рынок коммерческих фургонов и автобусов составляет около $430 млрд.

Помимо электробуса, производство которого должно начаться в 2021 году, компания рассчитывает начать выпускать стандартный и крупный электровэны в III квартале 2022 года и платформы для компактных транспортных средств в III квартале 2023 года.

«Ростеховское» землячество

Утром 3 марта 2011 года московский офис компании «Скартел», совладельцем которой был Авдолян, оцепили сотрудники ФСО, а на входе установили металлоискатели. К прибытию Владимира Путина все было готово. Во время экскурсии по офису оператора тогдашний премьер поинтересовался, почему логотипом «Скартела» стал перевернутый человек. «Это символ нашего подхода к работе — мы находим решения, которые никто до нас не мог придумать», — ответил гендиректор компании Денис Свердлов, будущий миллиардер и основатель лондонского стартапа Arrival (производство коммерческих электромобилей).

«Скартел», более известный под брендом Yota, в 2008-м запустил первую в России сеть мобильного WiMAX, а спустя еще два года — первую сеть 4G. Идея этого бизнеса принадлежит петербургскому бизнесмену Сергею Адоньеву, который сколотил капитал на торговле бананами. Адоньев занимался и экспортом леса, что могло свести его с Авдоляном. По другой версии, знакомство было случайным и произошло в начале 2000-х. «Главная загадка, как они нашли общий язык», — недоумевает их знакомый. Он характеризует Адоньева как интеллектуала, который «про смыслы», а Авдолян — «чистый игрок». «Они диаметральные противоположности, может, поэтому у них такой прекрасный альянс», — рассуждает собеседник Forbes. Еще один знакомый обоих бизнесменов говорит, что Адоньев отвечает в тандеме за «придумывание идей», а Авдоляну нравится «ходить на работу в хороших костюмах», руководить и организовывать процессы.

Перед запуском «Скартела» Адоньев с Авдоляном осуществили несколько совместных инвестпроектов, говорит Харитонова, но их сути не раскрывает. Для создания оператора Адоньев привлек знакомого по Санкт-Петербургу, IT-управленца Свердлова. А Авдолян — главу госкорпорации «Ростех» Сергея Чемезова. Есть несколько версий того, откуда молодой бизнесмен мог знать сослуживца Путина по КГБ и одного из самых влиятельных людей в России. Харитонова говорит, что Чемезов познакомился с семьей Авдоляна в конце 1980-х в Иркутске, где глава «Ростеха» родился и вырос. По другой версии, сближение произошло благодаря Семаку, у которого был выход на Чемезова и его давнего товарища Виталия Мащицкого. Последнего мог знать и Николай Бродский — старший. В «Ростехе» не ответили на запрос Forbes.

Как бы то ни было, Чемезову понравился проект Авдоляна и Адоньева. «Ростех» помог «Скартелу» с получением частот и приобрел блокпакет оператора. Сумма сделки оценивалась в $75 млн. Впрочем, по словам бывшего топ-менеджера «Скартела», основная роль госкорпорации сводилась к понятию «протекшен»: «Когда у вас есть «Ростех», то все, кто захочет на вас напасть, десять раз подумают». А желающие были. За первые пять месяцев работы Yota набрала 200 000 клиентов, чем вызывала сильное раздражение у «большой тройки» (МТС, «Вымпелкома» и «Мегафона»).

Общие инвестиции в «Скартел» с учетом кредитов составили около $600 млн. Основной статьей расходов было строительство базовых станций и сетей передачи данных. «Мы, кстати, перевели все строительство на аутсорсинг», — сообщил Свердлов в 2010 году газете «Коммерсантъ». Генподрядчиками «Скартела» стали компании «Экспател» и «Спецрадиосервис». Они были созданы на базе двух технических дирекций «Скартела», рассказали Forbes два бывших сотрудника компании. И были связаны с Авдоляном, следует из данных «СПАРК-Интерфакса»: 49% «Экспатела» принадлежали бизнесмену напрямую, а 49% «Спецрадиосервиса» владела Надежда Кудравец, которая наряду с Авдоляном выступает соучредителем благотворительного фонда «Новый дом» и, по словам знакомого бизнесмена, является его доверенным лицом.

Бывший сотрудник «Скартела» не видит конфликта интересов в том, что акционер оператора владел и его подрядчиками: «Это контроль за расходованием средств». Харитонова говорит, что Авдолян не имел отношения к «Спецрадиосервису», а долю в «Экспателе» вскоре продал его соучредителю — уроженцу Молдавии и главе местной федерации тхэквондо Игорю Юзефовичу. Партнером Юзефовича по созвучной «Экспателу» компании «Экспагрупп» был Сергей Ладыгин, полный тезка которого был заместителем гендиректора «Рособоронэкспорта», входящего в «Ростех».

По данным ЕГРЮЛ, Авдолян вышел из «Экспатела» в 2012-м. Тогда же владельцы Yota договорились с «Мегафоном» о слиянии активов. Изначально Yota должен был купить консорциум «большой тройки» и «Ростелекома». Для анонса этой сделки Владимир Путин и посетил «Скартел» в 2011-м. Но договоренности остались на бумаге, в том числе из-за того, что в МТС посчитали цену завышенной. Впрочем, «Мегафон» она устроила, и в 2013-м оператор выкупил Yota за $1,18 млрд без учета долга. В результате Адоньев и Авдолян попали в список Forbes, а «Ростех» получил около 2% «Мегафона».

Спустя еще три года фонд Telconet Адоньева и Авдоляна за $85 млн (оценка CNews) продал китайским инвесторам акции Yota Devices. Производитель нашумевшего YotaPhone, который называли российским «убийцей IPhone», отпочковался от «Скартела» в 2011 году и тоже на 25% принадлежал «Ростеху». Госкорпорация продала свой пакет в 2018-м, а на следующий год Yota Devices был признан банкротом.

Между тем основатели Yota не теряют друг друга из вида. В 2021 году Свердлов вывел на биржу Nasdaq свой стартап по производству электромобилей Arrival. Перед размещением Авдолян приобрел около 0,5% компании, которую инвесторы оценили в $13,6 млрд. Вместе с Адоньевым он инвестировал в акции платежной системы Qiwi, онлайн-кинотеатр Okko и тепличный проект. Не прервалась и связь с «Ростехом» — Telconet создавал с госкорпорацией СП для разработки редкоземельных металлов в Якутии, строительства НПЗ в Уганде, добычи угля на Огоджинском месторождении в Амурской области и развития морского терминала «Порт Вера» в Приморье. Впрочем, у Авдоляна были и личные проекты.

Акции вместо долгов

«А-Проперти», подконтрольная основателю телекоммуникационного оператора Yota, стала мажоритарным акционером Якутской топливно-энергетической компании (ЯТЭК), крупнейшего поставщика газа в Якутии. Об этом РБК сообщила представитель «А-Проперти» Анастасия Харитонова.

По ее словам, «А-Проперти» получила акции ЯТЭК, которые ранее принадлежали компаниям «Инвестор» Зиявудина Магомедова (82,065%) и «Наутилиус» (по данным СПАРК, принадлежит Инне Гукежевой, 8,5%). Харитонова не стала раскрывать условия этих сделок.

Как Авдолян получил контроль над ЯТЭК

По сути, речь идет о схлопывании долгов якутской компании перед Авдоляном, который выкупил кредиты у банков, и переходе к нему контроля над ЯТЭК, говорил РБК источник, близкий к одной из сторон переговоров, накануне собрания акционеров ЯТЭК, которое состоялось 13 сентября. «А-Проперти» станет новым акционером ЯТЭК, подтверждал человек, близкий к другой стороне. По его словам, Магомедов, который в марте 2018 года был арестован по обвинению в создании преступного сообщества, дал согласие на отчуждение своей доли в ЯТЭК.

Долги ЯТЭК выкуплены «по номиналу, кое-где с пеней», сказала РБК Харитонова. Она отказалась уточнить, сколько «А-Проперти» потратила на этот выкуп. «Эта сумма близка к размеру общего долга ЯТЭК (14 млрд руб.)», — пояснил РБК источник в «А-Проперти».

По словам этого источника, новый акционер рассматривает на пост гендиректора ЯТЭК выходца из «Газпрома» Леонида Чугунова, который сменит Рубена Геворкяна, руководившего компанией с января 2016 года. Представитель ЯТЭК отказалась от комментариев, с Чугуновым связаться не удалось.

Чугунов работает в газовой отрасли около 40 лет, в основном в структурах «Газпрома». В 1978–1998 годах он прошел путь от инженера по добыче нефти и газа до генерального директора «Надымгазпрома», а в 1998–2009 годах возглавлял «Ямалгазинвест». В 2010 году топ-менеджер был назначен руководителем нового департамента «Газпрома» для координации работ по реализации строительства газопровода «Южный поток» по дну Черного моря. «Масштабы «Южного потока», особое значение проекта для повышения надежности газоснабжения Европы, большое число иностранных партнеров требуют консолидации усилий «Газпрома» для скорейшей реализации одного из самых приоритетных проектов компании. Уверен, что огромный опыт работы и авторитет Леонида Чугунова позволят выстроить оптимальную и эффективную структуру управления проектом», — говорил тогда предправления «Газпрома» Алексей Миллер. Но из-за отсутствия разрешения Еврокомиссии «Южный поток» так и не был реализован, а департамент Чугунова расформировали в августе 2016 года.

Директор из «Ростеха»

Гендиректором «Глобалтэка», который будет реализовывать проект «Якутский СПГ», назначен Родион Сокровищук, рассказала РБК Харитонова. До середины 2018 года Сокровищук возглавлял «дочку» «Ростеха» — «РТ-Глобальные ресурсы». Он также входит в совет директоров ЯТЭК.

«Ростех» выступал партнером Авдоляна и Сергея Адоньева в телекоммуникационном операторе Yota и других проектах. Представители «А-Проперти» и «Ростеха» заявили РБК, что «не предполагается» участие госкорпорации в проекте «Якутский СПГ».

СсылкиПравить

Получив деньги за свои акции JFC, Адоньев приобрел часть компании SPN Digital, которая специализировалась на реализации контента для сотовых телефонов. В 2006 году предприниматель узнал о технологии передачи сигнала на большие расстояния WiMAX. И после этого мужчина принял решение основать новую компанию мобильной связи в России, которая будет работать на основе современных стандартов.

В результате Сергей вместе с Денисом Свердловым запустили оператор Yota. Старт проекта пришёлся на 2008 год, а уже через год компания стала прибыльной. Ее доход составил 6 миллионов долларов. В 2010 году Yota оказалась первой в РФ, кто смог внедрить на практике технологию LTE.

ЛоготипПравить

На логотипе компании изображён перевёрнутый человек, исполненный в стиле минимализма, называемый «Наф», или же «Nuf»: если прочитать это слово задом наперёд — «Fun» (с  «веселье»).

Мировой опыт и пример НОВАТЭКа

Для реализации «Якутского СПГ» будут использованы последние мировые разработки и новейшие технологии реализации СПГ-проектов в удаленных географиях со сложными климатическими условиями, включая модульные конструкции, плавучие технологические комплексы, утверждает представитель «А-Проперти». «При проектировании планируется использовать последние технологические разработки, включая мегамодульные решения, плавучий СПГ-завод и гравитационные платформы», — говорится в концепции проекта. Гравитационные платформы — бетонные платформы, удерживаемые на дне моря за счет собственного веса и связей нижней части платформы с грунтом.

Гравитационные платформы планирует использовать крупнейший в России производитель СПГ — НОВАТЭК — для своего второго завода, «Арктик СПГ-2», на полуострове Гыдан в Ямало-Ненецком автономном округе мощностью 19,8 млн т. Инвестиции в «Арктик СПГ-2» оцениваются в $21,3 млрд, первая очередь должна быть запущена в 2023 году, вторая и третья — в 2024 и 2026 годах соответственно.

$10 млрд на весь «Якутский СПГ» — очень консервативная оценка для такого проекта, сказал РБК старший директор группы по природным ресурсам и сырьевым товарам рейтингового агентства Fitch Дмитрий Маринченко. Это примерно $800 млн на тонну сжиженного газа, что в два раза меньше, чем удельный бюджет «Ямал СПГ» (первый СПГ-проект НОВАТЭКа мощностью 16,5 млн т в год и стоимостью $27 млрд), и на 25% дешевле, чем «Арктик СПГ-2», подсчитал он. «Учитывая то, что еще нужно строить трубу, на практике проект, вероятно, будет стоить дороже $10 млрд», — заключил эксперт.

«Сейчас ситуация на газовом рынке очень тяжелая, он был затоварен еще до вспышки коронавируса, однако это не значит, что не нужно рассматривать новые проекты. Спрос на газ, в особенности на СПГ, продолжит расти на горизонте по крайней мере ближайших 10–20 лет почти при любом сценарии развития мировой экономики», — уверен Маринченко. Кроме того, низкое количество инвестиционных решений по новым проектам позволит рынку быстрее сбалансироваться, к 2023–2024 годам цены, с высокой степенью вероятности, должны восстановиться, добавил он.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *