История успеха и роста

ООО Скартел (Yota): российский мобильный оператор

ООО Скартел (оператор Yota) является дочерней компанией ПАО Мегафон и работает по модели виртуального оператора связи (MVNO) на сетях материнского Мегафона.

История компании

В 2013 году Альберт Авдолян основал Благотворительный фонд помощи детям-инвалидам, сиротам и тяжелобольным Новый дом, с целью строительства в Иркутске образовательного комплекса с поселком для приемных семей Точка будущего.

Позиционирование Yota на рынке

Сотовый оператор Yota изначально позиционировал себя, как компанию, предлагающую новый формат мобильного интернета. В первые годы своего существования оператор показывал впечатляющие результаты продаж, иногда обгоняя лидеров рынка, таких как Билайн. Сегодня интернет 4G Yota пользуется популярностью у жителей больших городов, так как предоставляет интернет с высокими показателями скорости за небольшую абонентскую плату.

Новые тарифы и услуги

Плюс ко всему компания никогда не останавливается, предлагая абонентам новые тарифы и услуги, подключиться к которым можно на сайте https://vsesimki.ru/catalog/tarify/operator_yota/.

Офис Yota в Москве

В московском офисе компании Yota есть особые переговорные. Первая оформлена в стиле хай-тек: бело-серо-стальная цветовая гамма, функциональная обстановка. Другая выглядит как молодежная комната в современной квартире: яркие краски, мягкие диваны, стеллажи с книжками и забавными вещами. Вместе они призваны отражать основные ценности Yota — технологичность и позитивные эмоции.

Покупка товарного знака Yota

В декабре 2022 года компания МегаФон приобрела у группы USM товарный знак Yota за 27 млрд рублей, сообщается в финансовом отчете сети за первое полугодие 2023 года.

История успеха и роста

МегаФон

Сделка реализована в рамках реструктуризации активов „МегаФона“ — мы приобретаем активы и компании, связанные с телеком-направлением, и отказываемся от непрофильных, — сообщили в компании.

Отмечается, что затраты на использование товарного знака после передачи права группе «МегаФон» были реклассифицированы из внеоборотных нефинансовых активов в капитальные затраты. Из-за этого в первом полугодии CAPEX увеличился на 99,4%. до 71,0 млрд рублей. В него также вошли вложения в развитие активов, приобретенных в конце 2022 года.

В 2022 году «МегаФон» выкупил ООО «Талмер», а в 2023 году — ООО «ИнПлат», которые ранее входили в структуру холдинга USM. В декабре 2022 году оператор закрыл сделку по покупке разработчика аналитических платформ на базе искусственного интеллекта oneFactor.

В первом полугодии чистая прибыль «МегаФона» выросла в 2,3 раза

Суд поддержал позицию ФАС в делах в отношении МТС и «МегаФон»

Совет директоров «МегаФона» досрочно прекратил полномочия по решению акционеров

История успеха и роста

Вирусный, скрытый, атмосферный, засадный и непредсказуемый.

История успеха и роста

История успеха и роста

История успеха и роста

Российские игроки смогли быстро занять почти все освободившиеся ниши, что ждет рынок дальше?

История успеха и роста

Описание

Yota (торговая марка компании ООО «Йота») — российский оператор беспроводной связи, использующий технологию LTE (4G, связь четвертого поколения). Это первый самостоятельный бренд на отечественном рынке беспроводного доступа в интернет, который по праву включен экспертным сообществом в список самых ярких отечественных брендов последних лет.

Техническая сложность продукта Yota, его новизна для аудитории, изначально заданная высокая планка по качеству обслуживания клиентов — все это определило применение самых современных решений во всех каналах взаимодействия с пользователями, и в том числе в онлайн.

Задача

Разработать онлайн-инструмент, который объединил бы в себе новаторство и клиентоориентированный подход.

Решение

Компания «Наносемантика» разработала чат-бота, наделенного искусственным интеллектом. Бот был задуман как специалист службы поддержки — он помогал посетителям разобраться с настройками оборудования, подсказывал, как устранить возникшие проблемы. Для этого была разработана пошаговая система диагностики; на основе полученных ответов бот «ставил» диагноз и выдавал решение проблемы.

Добавление функций в чат-бот Yota

Кроме того, в базе знаний бота всегда своевременно появлялась информация о предстоящих нововведениях.

В дальнейшем, по мере расширения зоны покрытия Yota, возникла необходимость в геотаргетинге. Эта функция была реализована в роботе спустя год после релиза — она позволила ему определять и учитывать при ответе регион обращения пользователя.

Для удобства пользователей и сокращения времени получения нужного ответа была добавлена еще одна функция — подсказки. Одновременно с ответом бот выдает также список смежных тем, предугадывая последующие вопросы и избавляя пользователя от необходимости их формулировать.

Результаты

Виртуального консультанта установили на первую линию общения с клиентами — именно ему первым делом адресуются все приходящие от пользователей запросы.

Рост дохода от роуминга в 1,6 раз

Ковидные ограничения стали испытанием для мобильных операторов, которые недополучили доход от роуминга в 2020 году. В Yota в 2020 году выручка от роуминга сократилась в два раза по сравнению с 2019 годом. Об этом компания сообщила 28 января 2022 года.

В 2021-м Yota практически удалось достичь доковидных показателей – в сравнении с 2019-м годом мобильный оператор не досчитался всего 18% выручки. При этом по сравнению с 2020 годом компания отметила рост выручки от роуминга на 60%. В третьем квартале 2021 года показатель и вовсе возрос в два раза. Разница же в выручке за третий квартал 2021 и 2019 года составила всего 3% в пользу 2019 года.

История успеха и роста

В 2021 году 12,8% пользователей Yota смогли поехать в путешествие в другую страну. В топе популярных стран у клиентов мобильного оператора – Турция, эту страну посетили 14,1% от всех путешествовавших. На втором месте Абхазия с показателями в 7%. Третье место занимает Китай – в эту страну съездили 6,9% всех путешественников.

Топ стран по популярности в 2021 году у клиентов Yota:

История успеха и роста

Среди мессенджеров на первой строчке стабильно держится WhatsApp с долей в 56%. Второе место за Telegram, доля его трафика среди клиентов Yota в роуминге составляет 39%. На третьем Viber с 4%.

Наиболее популярным видео-сервисом стал Youtube (89%), второе место занял онлайн-кинотеатр Ivi (6%), на третьем – Netflix (2%).

Для видео-связи в роуминге клиенты Yota активнее всего использовали Facetime, его доля по трафику составляет 40%, а также Skype (35%) и Zoom Meetings (23%). Наименее популярным приложением для видео-звонков стал Microsoft Teams с долей в 2%.

Рост выручки до 29,8 млрд рублей, падение прибыли до 5,5 млрд рублей

Отчет о выручке и прибыли Yota за 2018 год

В 2018 году выручка виртуального сотового оператора Yota достигла 29,8 млрд рублей против 28,4 млрд рублей годом ранее. Данная информация содержится в отчетности по РСБУ, опубликованной в системе СПАРК-Интерфакс.

Чистая прибыль Yota в 2018 году составила 5,5 млрд рублей, снизившись с 6,8 млрд рублей прибыли в 2017 году. Прибыль от продаж сократилась на 1,5 млрд рублей, до 7,2 млрд рублей, сообщает газета Коммерсантъ.

Причины снижения прибыли и роста выручки Yota

Падение прибыли Yota объясняется корректировкой продуктовой линейки, включая запуск пакетов без голосовой связи в марте 2018 года.

Еще одной причиной снижения чистой прибыли относительно 2017 года операционный директор Yota Саид Мунаев называет инвестиции компании в развитие розничной сети. За 2018 год количество собственных точек продаж увеличилось с 100 до 200, количество франшизных точек — с 300 до 400. Рост выручки компании обусловлен увеличением клиентской базы.

В 2018 году также отмечен значительный рост потребления трафика клиентами, в то время как цены на услуги остались примерно на прежнем уровне. Например, рост потребления мобильного интернета составил 33% по сравнению с данными 2017 года.

Обзор базы операторов, работающих на сетях Tele2 и МТС

База операторов, работающих на сетях Tele2, составила 2 млн человек, из которых 1,3 млн абонентов приходилось на проект Ростелекома. Виртуальный оператор МГТС, использующий сети МТС, насчитывал 563 000 абонентов.

Бизнес и инвестиции

Крупнейшее на Дальнем Востоке месторождение Огоджинское расположено в Амурской области. Порт Вера находится в Приморском крае.

Альберт Авдолян

Альберт Аликович Авдолян (род. 8 ноября 1970, Краснодарский край, СССР) — российский инвестор, бизнесмен и меценат. Создатель компании Yota, первого LTE-оператора в России. Его компании включают А-Проперти, Угольную компанию Эльга, Фонд Новый дом, и Якутскую топливно-энергетическую компанию.

Успешное название

Придумать бренд оказалось непросто. Все варианты, предложенные брендинговыми агентствами, казались тусклыми и стандартными. Однажды будущий генеральный директор получил SMS от одного из партнеров: Что если Yota? (как выяснил Forbes, у Сергея Адоньева было ООО Yota, владевшее 50% акций ЗАО Леском до 2006 года).

Yota Image

«Я сразу понял: вот оно! — рассказывает Свердлов. — Простое, музыкально звучащее слово, означающее одно и то же на всех языках — нечто малое, но важное». Логотип для бренда придумали в небольшом лондонском агентстве 300million, подключившемся к тендеру. По словам Свердлова, за работу оно взяло несколько десятков тысяч долларов. Предложенный англичанами рисунок человечка, стоящего на голове, воплощал базовые слагаемые бренда — оригинальность, радость, свободу действий. Когда в 2009 году Yota начала кампанию в интернете, сюжет одного из роликов был такой: на белом фоне след в след появлялись разноцветные слова: «свобода», «мобильность», «скорость», «удобство», «простота», «интернет», «Yota».

Йота — история создания бренда

История «Йоты» началась в 2006 году, когда двум бизнесменам Денису Свердлову и Сергею Адоньеву пришла в голову мысль о создании компании, предоставляющей услуги беспроводного интернета. В то время в Европе, Азии и США активно внедрялся формат широкополосной передачи данных WiMAX, но в России операторы работали по старинке, не торопясь осваивать новые возможности.

Замысел удался, и в начале осени 2008 года в Москве и Питере сеть заработала в тестовом формате. Через несколько месяцев в продаже появился WiMAX-коммуникатор HTC MAX 4G, созданный по заказу Yota, открывающий пользователям доступ ко всем сервисам мобильного провайдера.

Создатели долго думали над названием бренда, так как оно должно было отражать концепцию компании — оригинальность, свобода, радостное будущее. Название пришло само и оказалось очень удачным. «Йота» быстро запоминается, ассоциируется с легкостью, движением, энергией молодости.

То же самое создатели хотели видеть в логотипе своего детища, поэтому обратились к креативным английским дизайнерам из агентства 300million. За несколько десятков тысяч долларов разработчики получили крутой и одновременно с этим простой логотип в виде человечка, стоящего на голове. Дизайнеры не ошиблись в главном — лого не теряет актуальности даже спустя 15 лет работы оператора.

Сегодня интернет «Йота» 4G — это все так же свежо, современно, легко и быстро. В стремлении привлечь новых клиентов маркетологи компании внедряют оригинальные идеи, которые с первого взгляда могут показаться нерентабельными, однако отлично окупают себя, расширяя абонентскую аудиторию.

К примеру, в 2019 году оператор первым предложил пользователям калькулятор тарифов, с помощью которого абоненты сами могут формировать тарифный план, рассчитанный на определенный бюджет. Другие мобильный операторы подхватили идею, но первенство все же принадлежит Yota.

Благодаря смелости и нестандартности решений компания уверенно поднимается в рейтинге мобильных операторов. И вполне вероятно, что провайдером, который первым предложит рядовым абонентам формат 5G, будет именно «Йота».

Привлечение внимания

От телерекламы в Yota отказались: дорого, и аудитория бренда наверняка не смотрит телевизор. Вместо этого компания провела интернет-конкурс с награждением победителей фирменными модемами. Акция, в ходе которой было роздано 2000 модемов, обошлась в 4 млн рублей. Так Yota подготовила общественное мнение. В апреле 2009 года она начала продавать услуги связи корпоративным клиентам, в июне — частным лицам. На улицах Москвы и Санкт-Петербурга появились рекламные щиты: «Привет, я Yota», «Я уже здесь», «Жду тебя дома».

По словам Дениса Свердлова, старт был очень успешным — за пять месяцев коммерческой эксплуатации к Yota подключилось более 100 000 пользователей, и компания вышла на операционную прибыль. «Yota первой в Москве предложила качественный мобильный интернет, и мне также очень понравились ее маркетинговые ходы, — говорит Максим Ноготков, президент группы компаний «Связной». — Я сразу отказался от домашнего кабельного провайдера и начал использовать модем Yota в своем ноутбуке».

В 2009 году сеть для Yota была построена в Уфе, Краснодаре и Сочи. Госкорпорация «Ростехнологии» приобрела 25% акций Yota Holding. Вложения в инфраструктуру Yota к концу 2010 года составили $500 млн, тогда как затраты на маркетинг за два года немногим превысили $20 млн. В 2010 году «Скартел» получила около $140 млн выручки.

В планах Свердлова — создание сетей в 20–25 российских городах. Yota пытается освоить еще один новый стандарт связи — LTE. Но, подчеркивает ее гендиректор, это всего лишь инструмент для достижения главной цели. «Мы хотим, чтобы наш бренд ассоциировался с беспроводной связью так же, как Xerox — с копированием», — говорит он. Получится ли? В кабинете Дениса Сверлова уже стоит приз Yota от российского Google как «самому запрашиваемому бренду 2009 года».

Новая технология

В конце 2006 года Свердлову, совладельцу питерской компании «Корус Консалтинг», позвонил давний друг — предприниматель Сергей Адоньев. «Сергей узнал, что рынок мобильного доступа в интернет ожидают глобальные перемены. И уже есть коммерчески готовая технология WiMAX. Пока никто в России не заинтересовался широкополосным доступом, надо выходить на этот рынок», — вспоминает Свердлов. По просьбе Адоньева он составил бизнес-план. Для его реализации Адоньев создал фонд Telconet Capital. Руководить проектом он предложил Свердлову.

«Большая тройка» сотовых операторов в то время как раз готовилась запускать мобильный доступ в интернет на основе стандарта 3G. Telconet Capital купил компанию, владевшую правами на нужные радиочастоты, и развернул строительство сети передатчиков в Москве и Санкт-Петербурге.

Ещё про Yota:  Как снять ограничение скорости интернета на Йота, которая режет ее