Йота
- Ι, ι (название: йо́та, устар. ио́та, греч. ιώτα) — 9-я буква греческого алфавита. В системе греческой алфавитной записи чисел имеет числовое значение 10. Происходит от финикийской буквы — йод. От буквы «йота» произошли латинские буквы I и J и их варианты, кириллические І и (опосредованно) Ї, J, а также многие другие (в особенности посредством образования диграфов и лигатур).
Библейское выражение «не изменить что-либо ни на йоту» произошло из-за размера арамейской буквы йуд (י), самой малой во всём арамейском алфавите. Она соответствовала греческой йоте, которая и возникла в этом месте греческого текста Евангелия от Матфея. Во время создания Нового Завета в греческом письме использовались заглавные буквы, поэтому греческая йота Ι была не меньше, чем остальные буквы алфавита.
Связанные понятия
Υ, υ (название: и́псилон, греч. ύψιλον) — 20-я буква греческого алфавита. В системе греческой алфавитной записи чисел имеет числовое значение 400. Происходит от финикийской буквы — вав. От буквы «ипсилон» произошли латинские буквы U, V, W и Y, кириллическая ижица (Ѵ) (косвенным образом, через ди- и триграфы, также У и Ю) и разнообразные их модификации.
Аин (правильнее а́йин) (ивр. עַ֫יִן) — шестнадцатая буква еврейского алфавита.
Φ, φ (название: фи, греч. φι) — 21-я буква греческого алфавита. В системе греческой алфавитной записи чисел имеет числовое значение 500. От буквы «фи» произошла кириллическая буква Ф.
Омо́графы (от др.-греч. ὁμός «одинаковый» + γράφω «пишу») — слова, которые совпадают в написании, но различаются в произношении (в русском языке чаще всего из-за различий в ударении). К омографам могут относиться как слова, имеющие разное значение, так и разные формы одного и того же слова.
Упоминания в литературе
1. Большинство букв латинского алфавита произносятся так же, как в различных западноевропейских языках, однако некоторые буквы в этих языках называются иначе, чем в латинском; например, буква h называется в немецком языке «ха», во французском – «аш», в английском – «эйч», а в латинском – «га». Буква j во французском языке называется «жи», в английском – «джей», а в латинском – «». Латинская буква «с» в английском называется «си» и т. п.
1. Большинство букв латинского алфавита произносятся так же, как в различных западноевропейских языках, однако некоторые буквы в этих языках называются иначе, чем в латинском; например буква h называется в немецком языке «ха», во французском – «аш», в английском – «эйч», а в латинском – «га». Буква j во французском языке называется «жи», в английском – «джей», а в латинском – «». Латинская буква «с» в английском называется «си» и т. п.
Связанные понятия (продолжение)
Во французском алфавите используются 26 пар латинских букв (строчные и прописные) и диакритические знаки.
Даси́я (греч. δασεῖα, «густое », от др.-греч. δασύ πνεῦμα; лат. spiritus asper) — надстрочный диакритический знак, использовавшийся в Греции с поздней античности (введён учёными александрийской школы), а также одно время и в кириллической церковнославянской письменности. С конца XX века был упразднён, когда греческая орфография была реформирована в монотоническую.
Современный итальянский алфавит состоит из 21 латинской буквы без учёта 5 дополнительных букв. По сравнению с другими европейскими языками (английским, немецким, французским) он считается самым коротким.
Аллограф (от греч. άλλος — другой и греч. γράφω — пишу; англ. allograph) дословно «другое письмо», различные варианты начертания.
Фонограмма (звуковой знак) — графема, соответствующая фонеме или комбинации фонем, например, как буквы латинского алфавита или японского кана. Противопоставлена логограмме. Из фонограмм состоит фонетическое письмо (фонография).
Բ, բ (название: бен, арм. բեն) — вторая буква армянского алфавита. Считается, что она была образована от греческой Β (бета) путём определённой трансформации. По схожему принципу создатели славянской азбуки получили из беты свою Б (буки). От соединения названий букв Ա «айб» и Բ «бен» образовалось слово «айбубен» (буквально: айб и бен) — алфавит.
Глухая альвеолярная аффриката — согласный звук. В международном фонетическом алфавите обозначается (ранее ). Встречается в таких языках, как русский, латышский, немецкий, японский, мандаринский китайский, кантонский и многих других. Есть этот звук и в таких плановых международных языках, как эсперанто, идо и интерлингва.
Ра (араб. راء) — десятая буква арабского алфавита. Она произносится как русский звук «р». Ра относится к солнечным буквам.
Самаритянское письмо — алфавит, родственный древнееврейскому письму, однако ок. II в. до н. э. отделившийся от него и сохранившийся с тех времён в практически неизменном виде.
Надстрочный знак, ве́рхний и́ндекс, суперскри́пт (англ. super script) (типографика) — знак, записанный выше основной строки. Применяется, например, при записи математических и химических формул.
У, у (название: у) — буква всех славянских кириллических алфавитов (20-я в болгарском, 21-я в русском и белорусском, 24-я в сербском и украинском, 25-я в македонском); используется также в письменностях некоторых неславянских народов.
Звонкий велярный спирант — звук, встречающийся в некоторых языках мира. В южнорусском наречии является реализацией фонемы /g/ литературного русского языка.
Венге́рский алфави́т — вариант латинского алфавита, используемый для записи венгерского языка.
Звонкий зубной щелевой согласный — согласный звук, получивший развитие в речи ряда народов мира. Отсутствует в русском языке, а также во всех балто-славянских. Международный фонетический алфавит передаёт этот звук символом ð, что эквивалентно D в X-SAMPA. Глухая пара имеет обозначение (греческая буква тета) — глухой зубной щелевой согласный.
Акрофония (от др.-греч. ἄκρος — крайний и φωνή — звук) — образование новых слов из начальных букв слов словосочетаний, когда эти новые слова читаются не по алфавитным названиям букв, а по их звукам. По принципу акрофонии построены некоторые сложносокращённые слова в русском языке, например, вуз (высшее учебное заведение).
Абецедарий (лат. abecedarium «алфавит») — в странах, использующих латиницу, алфавит вообще, а также букварь, содержащий только буквы и слоги.
Гласные среднего ряда относятся к типу гласных звуков, используемых в некоторых языках. При воспроизведении язык находится в среднем положении между передними и задними гласными.
Еро́к (другие распространенные названия: е́рик и па́ерок или пае́рок; реже встречаются воо́с, ерец, ерик верхний, ерица, ерти́ца, е́рчик, ово́с, пае́рк, поо́ксь, ре́чник; иногда также кенде́ма) — надстрочный знак церковнославянской и вообще старинной кириллической письменности, ставящийся над согласной буквой или после неё взамен опускаемого ера (Ъ) или (реже) еря (Ь).
Русское рукописное письмо (русский рукописный шрифт; не совсем правильно русский курсив) — начертательная разновидность русского кириллического письма, используемая при связном письме рукой, а также при наборе специальными типографскими шрифтами, имитирующими такое начертание. Начертание букв значительно отличается от типографского шрифта. Русский печатный курсивный шрифт развился под влиянием рукописного письма.
Каф (араб. قاف) — двадцать первая буква арабского алфавита. Обозначает увулярный согласный звук , похожий на русское «к», но произносимый глубже в горле. Каф относится к «лунным» буквам.
Старорумы́нская кири́ллица (молдавская кириллица, старомолдавская кириллица, влахо-славянская азбука, романокириллица, молдаво-валашское письмо, азбука влахо-молдавских рукописей) использовалась для записи валашского и молдавского языков в Валахии, Трансильвании, Молдавском княжестве. В объединённой Румынии с начала 1860-х годов официально стал использоваться румынский алфавит на латинской основе; в Бессарабии с XIX века — русский алфавит.
Бета — древнегреческое название буквы. В древнегреческом языке она произносилась как взрывной звук /b/. В поздневизантийском и современном греческом языке эта буква произносится как звонкий лабиодентальный (губно-зубной) фрикатив /v/ и называется ви́та.
Минускульные цифры (старостильные цифры, «строчные» цифры) — символы арабских цифр, по высоте близкие к строчным буквам и обладающие (кроме цифр 0, 1 и 2) верхними или нижними выносными элементами. Предназначены для использования вместе со строчными буквами в тексте для сплошного чтения.
Алломо́рф (алломорфа) — лингвистический термин, обозначающий вариант морфемы, которая может иметь разные варианты произношения, не изменяя при этом своего значения. Используется в языкознании для объяснения существования различных вариантов произношения у отдельных морфем.
Звонкие альвеолярные спиранты — согласные звуки. Обозначение в МФА меняется в зависимости от того, является этот звук переднеязычным или фрикативным не сибилянтом.
Подробнее: Звонкий альвеолярный сибилянт
Палатальные взрывные согласные — согласные, образуемые смычкой между средней частью спинки языка с твёрдым нёбом (palatum).
Идáфа (араб. إضافة «дополнение») — способ оформления несогласованного определения в арабском языке. Сам способ (т. н. status constructus) характерен для семитских языков вообще (в иврите идафе соответствует смихут), хотя его конкретная реализация может быть различной.
Глайд (англ. glide — «скольжение») — в фонетике: краткий, неполный, неопределённый по качеству звук, возникающий как переходный элемент в сочетании звуков, различных по месту образования. Причина возникновения глайда состоит в том, что голосовая щель остаётся открытой, в то время как органы речевого аппарата стремятся занять новое положение. Примерами могут служить рус. воля, где соответствующий элемент произносится между и (u-образный переход), и тяга с i-образным переходом между и .
Апика́льные согла́сные (кончиковые) — звуки, произносимые, когда поток воздуха преграждается самым кончиком языка. Противоположное место занимают ламинальные согласные, которые произносятся с помощью прижимания всего языка к зубам. Это различие не особенно распространено и обычно относится только к фрикативным согласным и аффрикатам. Встречается в баскском, китайском и в сербохорватском языках.
Паука́льное число́ (лат. paucus «немногочисленный») — грамматическая категория существительного, прилагательного, местоимений-существительных и местоимений-прилагательных, обозначающая, что данная часть речи относится к нескольким лицам или предметам.
Ламинальные согласные — звуки, произносимые, когда поток воздуха преграждается всем плоским концом языка. Противоположное место занимают апикальные согласные, которые произносятся только с помощью кончика языка. Это различие не особенно распространено и обычно относится только к фрикативным согласным и аффрикатам. Встречается в баскском и в сербохорватском языках.
Группа алфавитов, возникших около X-VIII вв. до н.э. для ряда языков Малой Азии, принадлежавших к анатолийской ветви индоевропейских языков. Происходят от финикийского алфавита, однако, по-видимому, испытали также влияние южноаравийского письма. По одной из гипотез, греческий алфавит возник под их влиянием, однако, несмотря на внешнее сходство с греческими, многие малоазийские буквы имеют иное чтение.
Балийское письмо (балийск. Aksara Bali) — письменность, использовавшаяся на индонезийском острове Бали. Большей частью была заменена латинским алфавитом. Несмотря на это, письменность используется и по сей день, хотя лишь немногие люди свободно владеют ей. Главным образом применяется в религиозных писаниях.
Η, η (название: э́та, греч. ήτα) — 7-я буква греческого алфавита. В системе греческой алфавитной записи чисел имеет числовое значение 8. Происходит от финикийской буквы — хет. От буквы «эта» произошли латинская буква H и кириллическая И c Й.
О́белюс, обел (÷) (лат. obelus — от греч. ὀβελός, тот же корень, что и обелиск) — небуквенный символ, внешне напоминающий объединение знаков минуса и двоеточия.
Зако́н откры́того сло́га — закон в праславянском и ранних славянских языках (в частности в древнерусском), действовавший до XII века. Согласно этому закону, все закрытые слоги так или иначе должны были быть преобразованы в открытые. Этот закон действовал как для исконных слов, так и для заимствований. Является частным проявлением общей тенденции к возрастающей звучности.
Элатив (от лат. elativus) — один из местных падежей финно-угорских языков, имеющий базовое значение «движение, направленное из вместилища наружу». В число периферийных значений входят значения объекта (мысли или речи), темы, причины, количества и др.
Синкопа (др.-греч. συγκοπή, буквально — «обрубание, сокращение») в лингвистике — фонетическое явление, заключающееся в выпадении как правило безударного звука, или группы звуков, или даже целого слога в слове (чаще всего в середине слова, так как для обозначения выпадения звука/звуков/слога в начале и конце слова есть отдельные понятия — афереза и апокопа соответственно).
Еврейская система счисления в качестве цифр использует 22 буквы еврейского алфавита. Каждая буква имеет своё числовое значение от 1 до 400. Ноль отсутствует. Цифры, записанные таким образом, наиболее часто можно встретить в нумерации лет по иудейскому календарю.
Транслатив — один из падежей, свойственных языкам уральской семьи. В общем случае обозначает переход в иное состояние или качество, однако нередко имеет и другие значения, не связанные с изменением состояния.
Даге́ш — диакритический знак (точка) в еврейской письменности, ставящийся в середине букв с целью изменить либо удвоить соответствующий согласный звук.
Образ Ё, как первой буквицы Светьего тела
Раньше, до 1917 года, слова «», «», «» писалось через буквицу (Ять), которая означает связь Небесного и Земного. Сейчас, после последней реформы в русском языке слово «» пишется через (Есть), и стало означать «свет Явного Мiра», а в украинском языке пишется через (Ижеи). И в том, и в другом случае образ неполный. Только когда мы пишем «», она обретает свой многомерный целостный смысл.
или тело , к которому относится вся седьмая строка, находится вне времени и пространства и связано напрямую с Творцом. Это энергия любви, Мiръ изначального духовного света, блаженства, благодати и благодарности. По сказочному «белый свет» — огонь Создателя. Управителем сего тела является сама Правь.
безконечно сияет, превращаясь в световой поток, может менять размеры и достигать пространства всей Вселенной. Всё, что видит наш глаз, весь окружающий Мiръ – это область тварения нашего . Данное тело связывает человека со Всевышним, наделяет его способностью владеть опытом и мудростью поколений предков, помогает вернуться к Отцу-Источнику.
При правильном прохождении всех предыдущих божественных уроков к возрасту 43-49 лет происходит оживление (активация) тонких структур . Тренажёр жизни устроен таким образом, чтобы уплотнившись и пройдя свой новый многомерный опыт, Душа вновь вспоминала о том Мiре, из которого она воплотилась. И человек уже во взрослом состоянии, на осознанном уровне, смог вернуться к удивительному чувству лёгкости, полёта, окрылённости, доверия и волшебства в котором он пребывал в детстве, и снова засиять.
Подсказки в развитии можно найти в буквицах седьмой строки, нашей древнеславянской азбуки: Ёта, Ота, Кси, Пси, Фита, Ижица, Ижа. И если в первых пяти строчках буквицы встречается очень много знакомых букв, в шестой строчке всего одна знакомая буква, то в строчке седьмой, все образы нам не знакомы. И наша задача вернуть как волшебные, так и светоносные образы в нашу жизнь.
Буквица обозначает очень важный образ в мировоззренческой системе русского народа — это познание, то есть механизм проникновения в суть.
Если мы посмотрим на саму геометрию буквицы , то мы увидим, что она представляет собой лигатуру, то есть соединение двух букв: с одной стороны это буквица (Ижеи), обозначающая поток Божественного свѣта, а с другой стороны буквица (Енъ), которая обозначает . Если соединить оба этих значения вместе, то получится как бы каскад образов или череда озарений.
Буква подразумевает собой познание, как механизм проникновения с формы на содержание. Дело в том, что первый контакт у человека всегда происходит с формой и подавляющее большинство людей на формальном уровне и останавливаются. Познание же подразумевает умение человека проходить дальше формы или формального аспекта и погружаться своим сознанием на содержательный план, то есть почувствовать энергию этого объекта и снять с него информацию через образ.
Когда человек погружается в объект, он разными гранями считывает информацию и когда это происходит, он начинает ощущать через чувствознание или как сегодня говорят через эмпатию, энергии. Поэтому подразумевает ориентирование в сути объекта на уровне энергии и информации.
В народе сохранилось такое понятие как «ни на йоту не приблизиться» или даже выражение «», как возглас удивления, обозначающие, «что познал — то моё». Это возглас соприкосновения с чем-то необычным, что человек начинает познавать.
своего рода единица познания, вот почему «ни на йоту не приблизился» когда человек пытается что-то понять, а дальше формального аспекта проникнуть своим сознанием не может.
Для проникновения в суть образа необходимо взрастить в себе, через самодисциплину, способность к концентрации своего ума или способность к сосредоточению. Это одна из разновидностей медитации на востоке. Не сосредоточив своё сознание, проблематично проникнуть в суть изучаемого объекта. Вот почему люди так часто растекаются мыслью по древу, то есть их сознание скачет по разным аспектам формы, перескакивая с одного яркого формального аспекта на другой.
Русская графика, слоговой принцип русской графики
Графика – часть науки о письме, изучающая начертания букв и соотношения между буквами и знаками.
Слоговой принцип русской графики:
– решение проблем известного пробела алфавита – отсутствия специальных букв для парных мягких согласных
-единицей чтения и письма является слог, точнее, сочетание звуков, следующих букв. Буквосочетательный.
В письме слогового типа слог обозначается одним знаком – силлабограммой. При слоговом принципе в пределах буквенно-звукового типа письма, каждый знак-буква обозначает один звук, а слог – сочетание букв (исключение Я).
“Мал” и “мял” различаются на письме гласными буквами, а так согласными звуками. При чтении твёрдость-мягкость согласных зависит от последующего гласного или мягкого знака, а при написании наоборот, употребление гласных и мягкого знака зависит от твёрдости-мягкости согласного. Показывается стрелкой назад.
В зависимости от предшествующей буквы, согласного или гласного (ь), читается с йотом или без йота. Имеет значение отсутствия буквы (пробел) – конец слова перед пробелом, читается твёрдо, после пробела гласные типа я с йотом.
Слоговой принцип русской графики заключается в том, что при чтении в большинстве случаев учитывается не только данная буква, но и соседние с нею. При письме и чтении учитывается позиция букв в слове и по их отношению к соседним буквам и пробелу.
С.П.Р.Г. Применяется при обозначении мягкости и твёрдости согласных, йота.
На конце слов мягкость обозначается мягким знаком, твёрдость – буквой пробела.
Мягкость согласных перед последующими твёрдыми и мягкость л перед любыми согласными – мягким знаком, твёрдость – его отсутствием.
Мягкость и твёрдость согласных перед гласными различаются с помощью букв типа Я (и И).
Мягкий знак т.о. обозначает мягкость предшествующего согласного, плюс разделительный знак.
Знак твёрдости – буква пробела. Разделение слов.
Гласные буквы обоих рядов обозначают звуки и указывают на твёрдость-мягкость предшествующего согласного.
Указание мягкость – ё,я,ю,е,и
Согласные буквы по слоговому признаку означают неполный звук, без указания на твёрдость или мягкость.
Гласные буквы обозначают больше, чем 1 звук. Плюс ещё твёрдость или мягкость.
Мягкий знак и буква пробела показывают часть звука.
Буква типа я обозначают не сочетание гласного с йотом, а соответствующую гласную и мягкость предшествующего согласного.
Остальные гласные – звук и твёрдость, а И – звуки и мягкость.
Ъ не используется.
Йот обозначается вместе с гласной после гласных и после Ь,Ъ
Йот не перед гласными – Й
Йот на конце слов – слабый вариант йота, следовательно практически не находит применения.
И после Ь обозначает сочетание Йот плюс И
Ъ – после приставок и первых частей сложных слов, Ь – в остальных случаях.
Нарушения слогового принципа русской графики:
Йот в начале слова (йод, йог)
Вместо ё после мягкого знака пишется о (батальон, бульон)
Вместо я пишется ья (брильянт)
Вместо букв типа я пишутся сочетания с йот. (фоен, майя)
Ограничения: после букв ч, щ следует писать гласные типа я, а на конце слов мягкий знак. После ш, ж, ц – гласные типа а и конец без мягкого знака. На практике, после ш ставится мягкий знак (сдашь), а после щ иногда нет (плащ) Это потому, что они непарные по твёрдости-мягкости.
Заимствованные слова с е (декан, шинель), исключения из написания – мэр, пэр.
Орфография. Принципы русской орфографии.
Ведущий принцип русской орфографии.
Орфография – система правил, устанавливающая одинаковое написание одних и тех же значимых единиц языка, в первую очередь морфем и слов. Правила строятся на базе графики. Включает также правила обозначения на письме границ между языковыми единицами, о слитном и раздельном написании и написании через дефис. Правила употребления прописных букв, письменных сокращений, технические правила переноса.
Фонетический принцип. “Карман”, “здесь”. Больше употребляется в белорусском языке при выборе гласных букв и сербском при выборе согласных. Непосредственно проверяемый.
Морфематический. Стремление подчеркнуть единства морфемы. Неотражение живых чередований фонем. “вода”-“водный – через о. Этимологический. Косвенно проверяемый.
Исторический – ши, жи пишутся с буковой и. Традиционный. “О” в “горох”, “молоко”. Беспроверочный прицнип.
Принцип граммематический (символико-морфологический) – стремление обозначить граммему одним письменным знаком. Стремление распространить письменный знак на те формы, реальное звучание которых основания для этого не даёт. Мягкий знак в конце “ночь”, дочь”, “рожь” и “режь” и “плачь”. Косвенно проверяемый.
Дифференцировочный – в русском языке почти не сохранился, разное написание mirъ и миръ. Символический или иероглифический. Беспроверочный принцип.
Ведущим является морфематический принцип. На втором месте фонетический (при написании приставок, оканчивающихся на з и с) и граммематический.
Алфавиты языков народов бывшего СССР
Большинство алфавитов языков народов бывшего СССР связано с кириллицей.
Алфавиты славянских народов бывшего СССР (русских, украинцев, белорусов) восходят к древнерусскому алфавиту, а через него – к старославянскому, кириллице.
До Октябрьской революции на основе русского алфавита были созданы алфавиты для ранее бесписьменных народов, населяющих Россию, – коми, осетин, удмуртов, чувашей, якутов.
Мусульманские народы России (азербайджанцы, казахи, киргизы, таджики, татары, туркмены, узбеки и др.) использовали арабский алфавит.
Малые народы Крайнего Севера, Северного Кавказа, Сибири, Дальнего Востока, Камчатки были бесписьменными.
Первоночально. в 20-е годы XX века, у них создавалась письменность на основе латиницы. В 30-е годы алфавиты этих народов, пользовавшихся ранее арабским письмом и латиницей, были заменены кириллическим, русским алфавитом. Такая замена объяснялась как лингвистическими, так и экстралингвистическими причинами. Замена латиницы кириллицей с лингвистической точки зрения оправдана большим количеством букв в русском алфавите (33 буквы) но сравнению с латинским (26 букв), так как при использовании латинского алфавита приходилось вводить много дополнительных знаков для особых фонем этих языков. Экстралингвистическим фактором является осуществление принципа единообразия алфавитов языков большинства народов СССР.
Кроме кириллических алфавитов, в бывшем СССР используются древние алфавиты: армянский, грузинский, еврейский, а также алфавиты, основанные на латинице: литовский, латышский, эстонский.
алфавиты малых народов Крайнего Севера, Северного Кавказа, Сибири, Дальнего Востока, Камчатки
Современный русский алфавит
II. Современный русский алфавит (азбука) содержит 33 буквы.
Буква – это письменный или печатный знак в составе алфавита, служащий для обозначения на письме фонем, их вариантов и некоторых сочетаний фонем.
По величине и рисунку буквы делятся на прописные (заглавные, большие) и строчные (малые); по способу воспроизведения – письменные и печатные.
Общепринятые написания строчных и прописных рукописных букв приводятся в “Прописях”. С 1968 года введено упрощенное написание рукописных букв.
Прописные буквы находим в древнейших памятниках письменности. Они обычно употреблялись в заглавиях или в начале абзаца. При этом буквы замысловато украшались; инициалы (большие буквы) часто представляли собой картинку.
До XVIII века существовало беспробельное написание текста; при этом инициалы оказывались пограничными сигналами слова, смыслового отрезка, строки, листа. Правил употребления прописных букв не было.
В XVIII-XIX веках вместе с появлением пробелов между словами и становлением системы знаков препинания закрепляется и регламентируется употребление больших букв.
С упрощением названий кириллических букв в современном русском алфавите выделяются индивидуальные и комплексные названия букв. Индивидуальные названия обозначают каждую букву в отдельности: а, бэ, вэ и т.д., а комплексные названия соответствуют группе букв: гласные, согласные, безгласные.
Индивидуальные названия согласных букв представляют четыре типа:
Индивидуальные названия безгласных букв ъ и ъ двойные: “ер”, “ерь” – в соответствии с фонетической транскрипцией, “твердый знак”, “мягкий знак” – в соответствии с традицией, так как в современной русской графике ъ не обозначает твердости согласного звука, а ь не только обозначает мягкость согласного, но может быть и разделительным знаком или грамматическим показателем.
Комплексные названия соответствуют следующим буквам: гласные – а, е, ё, и, о, у, ы, э, ю, я – 10; согласные – б, в, г, д, ж, з, и, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ – 21; безгласные – ъ, ъ – 2.
Названия “гласные буквы”, “согласные буквы” условны. Точнее названия “буквы, обозначающие гласные звуки”, “буквы, обозначающие согласные звуки”. Но и в этом случае будут неточности, так как, например, йотированные буквы е, ё, ю, я могут обозначать и один гласный звук после мягкого согласного (пел, лед, люк), и два звука (моя, юбилей, ель).
Принципы русской графики
В различных системах письма графическая единица может соответствовать различным языковым единицам: слову, морфеме, слогу, фонеме и даже дифференциальному признаку фонемы.
Как было указанно ранее, современная русская графика включает элементы пиктографии, идеографии, но в основном является фонографической, использующей силлабический и фонематический принципы.
Фонографическая графика может быть основана на трех принципах:
1) фонетическом: буква соответствует звуку – Б~З,
2) фонематическом, фонологическом: буква соответствует сильной фонеме – Б~СФ,
3) традиционном: буква не соответствует ни звуку, ни сильной фонеме, а пишется по традиции – Б~З, Б~СФ.
Если бы русская графика была фонетической, то количество букв и звуков было бы одинаково, между буквой и звуком было бы однозначное соответствие, написание бы совпало с транскрипцией, например: водовоз à вадавос или выдавос, спецбагажà спедзбагаш или спидзбагаш и т.д.
Если бы русская графика была традиционной, то написание и произношение, а значит, и транскрипция, не совпадали бы, не было бы и соответствий между буквами и фонемами, допускались бы дублетные буквы. Дублетные буквы, как было указанно ранее, были устранены реформами русской графики 1708-1710 и 1917-1918 годов.
Основным принципом русской графики является фонематический, фонологический.
Совершенство алфавита, основанного на фонологическом принципе, определяется его сигнификативной и перцептивной функциями.
Сигнификативная функция алфавита как средства различения фонем в их письменной передаче реализуется в однозначном соответствии между буквой и фонемой, что, однако, полностью в современном русском алфавите не соблюдено.
Перцептивная функция алфавита реализуется благодаря четкой графической дифференциации букв и их минимальному количеству.
Способы передачи фонем языка могут быть следующими:
1) графический знак передает фонему,
2) графический знак передает дифференциальный, коррелятивный признак.
При передаче 5 сильных гласных фонем первым способом необходимо 5 букв.
Таким образом, при передаче 39 сильных фонем современного русского литературного языка первым способом, если графический знак обозначает сильную фонему, необходимо 39 знаков (при однозначном соответствии между буквой и фонемой), а вторым способом, если графический знак обозначает дифференциальный признак сильной фонемы, – 15 знаков.
Но русский алфавит содержит 33 знака (33 буквы). Экономия в использовании знаков (33 вместо 39) объясняется применением обоих принципов.
Например, графический знак передает фонему: ц – ‹ц›, ч – ‹ч’›, щ – ‹щ›; графический знак передает дифференциальный признак фонемы: ь и его отсутствие – мягкость-твердость согласньос фонем.
При наличии в фонологической системе современного русского литературного языка 12 коррелятивных пар фонем, различающихся только твердостью-мягкостью, без использования мягкого знака для передачи 24 фонем надо было бы 24 знака, при последовательном использовании мягкого знака – 13 знаков: 12 – для твердых согласных фонем и 1 – для обозначения мягкости, ь.
Но в современной русской графике ь используется непоследовательно: он обозначает мягкость согласных в конце слова и перед согласными (но не перед гласными).
В сербском языке, например, твердость-мягкость согласных обозначается особыми знаками, буквами: н – њ, л – љ.
Слоговой (позиционный, буквосочетательный)
принцип
I. Принцип, согласно которому звуковое значение буквы устанавливается по совокупности позиций, в которых может быть данная фонема, называется слоговым. Буква передает не отдельный, не изолированный звук, а звук в составе слога.
II. Как было отмечено ранее, экономия в использовании знаков в алфавите современного русского языка осуществляется за счет того, что графический знак может передавать не только фонему, но и дифференциальный признак фонемы, причем для этого используется знак, обозначающий соседнюю фонему. При этом экономия происходит за счет наличия у знака двух значений, например, значения гласной фонемы и твердости-мягкости предшествующей согласной фонемы. Обозначение дифференциального признака фонемы в современной русской графике осуществляется за счет реализации позиционного (слогового, буквосочетательного) принципа.
Для обозначения рассматриваемого принципа используются разные термины: термин “позиционный” обусловлен тем, что фонемное значение буквы определяется ее позицией; термин “слоговой” обусловлен тем, что позиция эта определяется в составе слога; термин “буквосочетательный” обусловлен тем, что слог на письме обозначается сочетанием букв.
Реализация позиционного (слогового, буквосочетательного) принципа возможна при многозначности (двузначности) букв.
Позиционный принцип русской графики проявляется, во-первых, в обозначении фонемы (j), а во-вторых, в обозначении твердости-мягкости согласных фонем.
Обозначение фонемы ‹j›
Обозначение фонемы ‹j› определяется позицией этой фонемы.
В заимствованных словах фонема ‹j› может быть обозначена буквой й и перед гласной фонемой: йот, фойе, фейерверк, что возможно в начале слова и после гласных. После согласных сочетание фонем ‹j+o› обозначается буквами ъо: бульон, лосьон, павильон.
Обозначение твердости-мягкости
согласных фонем
В русском алфавите существуют особые буквы для обозначения парных по глухости-звонкости согласных фонем: ‹б-п› обозначаются буквами б, п; ‹в-ф› обозначаются буквами в, ф и т.д. Для обозначения парных по твердости-мягкости согласных фонем нет особых букв: твердые и мягкие согласные фонемы обозначаются одинаковыми буквами: ‹б-б’› – б; ‹в-в’› – в и т.д.
Мягкость согласных фонем в зависимости от позиции этой фонемы обозначается дополнительными графическими средствами двумя способами:
1) если мягкая согласная фонема стоит не перед гласной (на конце слова или перед согласной фонемой), то мягкость обозначается с помощью мягкого знака: семь, семьдесят;
2) если мягкая согласная фонема стоит перед гласной фонемой, то мягкость обозначается с помощью букв е, ё, ю, я, и:
Мягкий знак выполняет три функции: 1) является показателем мягкости; 2) разделительным знаком; 3) морфологическим показателем.
Функцию показателя мягкости он выполняет после согласной буквы перед согласной в середине слова и после согласной в конце слова. При этом для обозначения мягкости мягкий знак всегда пишется:
1) для обозначения мягкости конечного согласного (конь);
В качестве морфологического показателя мягкий знак выступает после шипящих (соответствующих мягким или твердым звукам, где мягкость или не нуждается в обозначении, или ее совсем нет) в определенных морфологических формах:
1) в форме именительного падежа, единственного числа существительных женского рода, 3-го склонения (дочь, рожь);
2) в инфинитиве глагола (печъ);
3) в форме 2-го лица, единственного числа, настоящего или простого будущего времени, изъявительного наклонения глагола (читаешь);
4) в повелительной форме глагола (ешь, прячьте);
5) в наречиях, кроме уж, замуж, невтерпеж (наотмашь, вскачь);
6) в частицах ишь, вишь, лишь, бишь.
Способы обозначения мягкости согласных фонем в обобщенном виде можно представить следующим образом:
1) t’+не а: ь; 2) t’+а: е, ё, ю, я, и; где t’ – знак парной по твердости-мягкости мягкой фонемы, а – знак гласной фонемы, не а – знак не гласной фонемы (согласной фонемы или конца слова).
Твердость согласных фонем в зависимости от позиции этой фонемы обозначается дополнительными графическими средствами двумя способами:
1) если твердая согласная фонема стоит не перед гласной (на конце слова или перед согласной фонемой), то твердость обозначается отсутствием мягкого знака: дым, дымка;
2) если твердая согласная фонема стоит перед гласной фонемой, то твердость обозначается с помощью букв э, о, у, а, ы:
Таким образом, в обозначении твердости-мягкости согласных фонем реализуется слоговой (позиционный, буквосочетательный) принцип русской графики.
Отступления от слогового принципа русской графики наблюдаются:
1) в обозначени мягкости ‹ж’›;
2) в написании гласных букв после согласных букв;
3) в использовании буквы е после согласных букв.
зж – ‹зж›
‹ж’› жж ‹жж›
Буквы ч, щ, ж, ш, ц соответствуют внепарным по твердости-мягкости согласным фонемам, у которых признак твердости-мягкости не является дифференциальным (различительным), а оказывается интегральным, (безразличным к различению). Поэтому нет необходимости в обозначении на письме такого признака.
После ч, щ, ж, ш, ц гласные буквы не используются в соответствии со слоговым принципом русской графики, при котором после букв, обозначающих твердые согласные, стоят гласные буквы а, о, у, ы, э, а после букв, обозначающих мягкие согласные, стоят гласные буквы е, ё, ю, я, и.
После ч, щ, ж, ш возможны только буквы а, у, и, о, ё, е, но невозможны – я, ю, ы, э. После ц возможны буквы а, у, о, е, а также буквы и, ы, но невозможны – я, ю, ё, э.
Написание определяется правилами орфографии:
В соответствии со слоговым принципом русской графики буква э должна писаться после букв, обозначающих твердые согласные, а буква е – после букв, обозначающих мягкие согласные. Вопреки слоговому принципу, буква е пишется и после букв, обозначающих твердые согласные, не обозначая при этом мягкости предшествующих согласных: темп, партер, кашне, шоссе. Это связано с тем, что буква э появилась в русском алфавите только в XVIII веке. Замена е посредством э не может быть рациональной, так как многие заимствованные слова с согласной буквой перед буквой е произносятся с вариативной твердостью-мягкостью; наблюдается тенденция позиционного смягчения согласных перед ‹э› в заимствованных словах.
I. Почти каждая буква может обозначать несколько разных звуков. Звуки, обозначаемые буквой, составляют ее звуковое значение.
Одно из звуковых значений буквы называется главным, а другие-второстепенными.
II. Большинство букв русского алфавита являются многозначными. Многозначность йотированных букв е, ё, ю, я определется позицией.
После согласных они обозначают мягкость предшествующих согласных, а также соответствующие гласные фонемы:
После гласных, в начале слова, после твердого и мягкого знаков буквы е, ё, ю, я обозначают фонему ‹j› и соответствующие гласные фонемы.
Многозначность гласных букв а, о, э, я, е, ё определяется качественной редукцией гласных звуков неверхнего подъема.
При этом расхождение во взглядах представителей разных фонологических школ приводит к различиям в определении однозначности / многозначности букв. Например, с позиции старомосковской фонологической школы буквы а, о, э окажутся однозначными, так как каждая из них соответствует одной фонеме: а – ‹а›, о – ‹о›, э – ‹э›.С позиции новомосковской фонологической школы буквы а, о, э многозначны, так как каждая из них соответствует не одной фонеме: сильной фонеме, выступающей под ударением, и слабым фонемам, выступающим в безударных позициях. То же можно сказать и о буквах я, е, ё.
Многозначность гласных букв э, о, у, а, ы, е, ё, ю, я, и определяется возможностью-невозможностью обозначать твердость-мягкость предшествующих согласных в соответствующих позициях.
Буква е может обозначать мягкость предшествующих согласных (мел), а может ее и не обозначать (жертва, щель, отель)’, при этом выделяются два случая, когда мягкость остается необозначенной:
1) мягкость не является дифференциальным признаком и не нуждается в обозначении (щель);
2) мягкость отсутствует (жертва, отель).
Буква и может обозначать мягкость предшествующих согласных (мир), а может и не обозначать (щит, цирк) мягкости предшествующих согласных фонем; при этом также выделяются два случая, когда мягкость остается необозначенной:
1) мягкость не является дифференциальным признаком и не нуждается в обозначении (щит);
2) мягкость отсутствует (цирк).
Буквы а, о, у, э после согласных букв, парных по твердости-мягкости, обозначают не только соответствующие гласные фонемы, но и твердость предшествующих согласных фонем (мал, мол, мул, мэр).
Буквы а, о, у, э после внепарных по твердости-мягкости согласных букв обозначают только соответствющие гласные фонемы; при этом выделяется два случая, когда мягкость остается необозначенной:
1) твердость не является дифференциальным признаком и не нуждается в обозначении (жар, шок, жук, жэк);
2) твердость отутствует (чад, чокаться, чащоба, качу).
Буква ы после согласных букв, парных по твердости-мягкости, обозначает фонему ‹и› и твердость предшествующих согласных фонем (мыл);после ц – только фонему ‹и›, так как признак твердости ‹ц› не является дифференциальным и не нуждается в обозначении (цыц, огурцы, куцый).
Буквы, соответствующие парным по глухости-звонкости и твердости-мягкости согласным фонемам, являются максимально многозначными. Такими оказываются буквы б, п, в, ф, д, т, з, с.
Буквы, соответствующие парным по глухости-звонкости, но внепарным но твердости-мягкости согласным фонемам, тоже многозначны, но в меньшей степени, чем буквы, соответствующие парным по глухости-звонкости и твердости-мягкости согласным фонемам. К их числу относятся буквы ж, ш, щ, г, к.
Буквы, соответствующие внепарным по глухости-звонкости, но парным по твердости-мягкости согласным фонемам, многозначны в еще меньшей степени, чем буквы, соответствующие парным по глухости-звонкости, но внепарным по твердости-мягкости согласным фонемам. К таким буквам относят л, н, р, м.
Однозначными в фонематическом отношении являются буквы, соответствующие внепарным по глухости-звонкости и твердости-мягкости согласным фонемам. Это буквы х, ч, ц, и. Но в звуковом отношении х, ц, ч, и тоже не однозначны, например:
Буква ь, как было указано ранее, не имеет фонемного значения, не обозначает фонемы. Она может обозначать дифференциальный признак согласных фонем – мягкость, указывать на фонемное значение последующих букв е, ё, ю, я, и (‹j+а›), служить дополнительным морфологическим показателем, утратившим фонемное значение и сохранившимся по традиции.
СсылкиПравить
ЛоготипПравить
На логотипе компании изображён перевёрнутый человек, исполненный в стиле минимализма, называемый «Наф», или же «Nuf»: если прочитать это слово задом наперёд — «Fun» (с «веселье»).
ЙОТ
Среднеязычный звонкий щелевой согласный tj), примыкающий к последующему гласному, с которым он образует йотированный звук. Яблоко (j + а), ель (j + э), район (j + о), вью (в’j + у). ср.: “и” неслоговое.
Смотреть что такое ЙОТ в других словарях:
ЙОТ
ЙОТ
ЙОТ
йот
сущ., кол-во синонимов: 1
• буква (103)
Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013.
.
Синонимы:
буква
ЙОТ
ЙОТ
ЙОТ
ЙОТ
імен. чол. родуйота сущ. жен. родавід слова: йотаімен. жін. родулінгв., екон.йота
ЙОТ
ЙОТ
ЙОТ
ЙОТ
ЙОТ
ЙОТ – ЙОТАЙот, -а. Назва літери українського алфавіту на позначення звука “й”.Йота. Літера грецького алфавіту, яка позначає звук “і”: ні на йоту.
ЙОТ
м1) лингв (звук) jót2) (буква латинского алфавита) j
Синонимы: буква
ЙОТ
1. сущ голод, голодное бедствие (о падеже скота в зимний период из-за нехватки кормов) 2. пр алчный, ненасытный
ЙОТ
м.1) yod m (sonido de la letra rusa “й”)2) jota f (letra latina)
ЙОТ
(2 м); мн. йо/ты, Р. йо/товСинонимы: буква
ЙОТ
Rzeczownik йот m jot n
ЙОТ
-а, м.
Название согласного звука, изображаемого в латинском алфавите буквой j, а в русском письме буквой „й“.Синонимы: буква
ЙОТ
ЙОТ
м, лингв.
ye, y harfiСинонимы: буква
ЙОТ
ЙОТ
м. лингв.yod mСинонимы: буква
ЙОТ
ЙОТ
ЙОТ
ЙОТ
-а, ч. Назва літери українського алфавіту на позначення звука “й”.
ЙОТ
〔阳〕拉丁字母j所表示的辅音; 俄语字母 й 在音节末尾所表示的辅音(如 бой), 以及字母 е, ю, я 在音节开头时表示的辅音(如 ель, лка, союз, сиять). Синонимы: буква
ЙОТ
йот, -а (название латинской буквы; название звука речи)
Синонимы: буква
ЙОТ
(від грец. ίωτα – йота)
нескладовий щілинний середньоязичний сонант, що примикає до попереднього звука і в транскрипції позначається знаком «j».
ЙОТ
ЙОТ
Особливі шпилі, якими увінчувалися мандопи та інші культові споруди у монастирях Таїланду.
ЙОТ
Начальная форма – Йот, винительный падеж, единственное число, мужской род, неодушевленное
ЙОТ
йо’т, йо’ты, йо’та, йо’тов, йо’ту, йо’там, йо’т, йо’ты, йо’том, йо’тами, йо’те, йо’тах
ЙОТ
(название латинской буквы) iota m, f
Итальяно-русский словарь.2003.
Синонимы:
буква
ЙОТ
-а, ч. Назва літери українського алфавіту на позначення звука “й”.
ЙОТ
йот йот, -а (название латинской буквы; название звука речи)
ЙОТ
yotсущ.падёж скота (из-за нехватки подножного корма в зимний период)
.
ЙОТ
Ударение в слове: й`отУдарение падает на букву: о
ЙОТ
ЙОТ ЙОТА, ЙОТАЦИЯ. См. иот, иота, иотация.
ЙОТ
м йот (латин алфавитында j, рус алфавитында й хәрефе)
ЙОТ
йот, йоты мн. йо́ти, -тів
Синонимы:
буква
ЙОТ
лингв. ёт, род. ёта муж.
ЙОТ
сущ.муж.йот («й» сас паллипе палӑртакан сасӑ)
ЙОТ
йот = м. лингв. letter J.
ЙОТ
йот
іменник чоловічого роду
ЙОТ
йотм τό γιώτα, τό ἰῶτα.